«Если человек думает, что в историческом движении общества имеют место случайности, то он полный идиот» Марк Туллий Цицерон
 

пирАмидА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » пирАмидА » Правда » Город рабов, думаешь - это просто фантазия?


Город рабов, думаешь - это просто фантазия?

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Юп ван Лисхаут: «Город рабов — то, к чему мы все придем»

Деятельность голландского Ателье ван Лисхаута — редкий пример «многостаночности»: его концептуальные архитектурные проекты показывают на выставках актуального искусства как инсталляции, коллекционеры покупают его мебель и дизайнерские штучки, некоторые работы выглядят как скульптуры, а сами сотрудники ателье называют себя просто художниками.

Их творчество можно отнести к «эстетике взаимодействия», когда главным становится не само произведение, а эмоции и размышления во время просмотра. Зритель, пришедший на выставку, из пассивного созерцателя превращается в активного ее участника. Именно к активному участию и осмыслению процессов, происходящих в современном обществе потребления, призывает проект Ателье ван Лисхаута «Город рабов. Cradle to Cradle», показанный в Москве в рамках 3-й биеннале. Ему трудно найти аналоги — разве что в фашистских концлагерях или литературных антиутопиях Джорджа Оруэлла и Евгения Замятина. Глава ателье Юп ван Лисхаут рассказал Анастасии Сыровой леденящие душу подробности своего проекта.

http://www.artchronika.ru/pictures/i_845_lieshout_portrait3.jpg
Юп ван Лисхаут возле стола с мексиканской посудой — фрагмента инсталляции из проекта Город рабов. Cradle to Cradle на 3-й Московской биеннале в ЦСИ Винзавод. 2009. ФОТО: СВЕТЛАНА БУТОВСКАЯ

В: Что такое «Город рабов»?

О: Это проект города будущего, впервые он был показан в Германии в 2008 году и вызывал неоднозначную реакцию. Сейчас он существенно дополнен частью под названием Cradle to Cradle. Экспозиция состоит из двух частей. Наверху расположена видимая часть города, внизу — скрытая и самая страшная. Город четко разделен на две социальные группы: рабы, трудовые единицы, и хозяева, менеджмент. Площадь города — 50 кв. км, он отвечает всем современным требованиям экономической эффективности и экологической корректности и полностью самодостаточен. Здесь не используются электричество и традиционное топливо, вместо них вырабатываются солнечная энергия и энергия ветра, а также биогаз.

В: Но вы спроектировали не только архитектурную инфраструктуру города, но и распорядок жизни его обитателей, и даже их смерть.

О: Обитатели «Города рабов» — его важнейший энергетический ресурс. Их жизнь строится строго по расписанию: ежедневно семь часов они работают в справочно-информационных блоках, еще семь — трудятся на полях или в сфере обслуживания, на сон отводится столько же, и оставшиеся три — на досуг. Но при таком распорядке рабы способны сохранять работоспособность лишь в течение трех лет, после чего делаются экономически нерентабельными членами общества, и их тела становятся источником того самого биогаза, получаемого на специальных энергетических установках.

http://www.artchronika.ru/pictures/i_842_lieshout7.jpg
Ателье ван Лисхаут. Из проекта Город рабов. Cradle to Cradle. Фрагмент инсталляции. 2008–2009. Пеноматериал, папье-маше, лак. ФОТО: СВЕТЛАНА БУТОВСКАЯ

Часть экспозиции, названная Cradle to Cradle, демонстрирует способы переработки тел рабов. Человеческое тело полезно тем, что содержит здоровые внутренние органы, которые можно продать. Тела также используются в качестве питательных веществ для тех жителей города, которых еще рентабельно кормить. Что касается пластического решения, фигуры рабов лишены каких бы то ни было индивидуальных черт и представляют человека как безликую, чисто ресурсную единицу.

В: Что вы вкладываете в название Cradle to Cradle?

О: Его можно перевести как «Из чаши в чашу» или «Ни капли мимо». Этот термин появился в 1970-е годы и обозначает безотходные способы производства. Модель Cradle to Cradle предполагает, что любые производственные отходы утилизируются без остатка и становятся источниками энергии и пищи. Я довожу эту идею до логического предела, включая в замкнутый цикл человеческое тело, низводя его до сырьевого ресурса.

В: А что это за стол для тайной вечери с фарфоровыми приборами на 12 персон?

О: На 200 тыс. рабов в городе приходится 12 топ-менеджеров. «Стол с мексиканской посудой» принадлежит «хозяевам жизни». Каждому соответствует свой прибор, по рисунку, на котором можно понять, за что отвечает тот или иной менеджер — например, главный надзиратель. Или заведующий борделями, а бордели, надо сказать, — важная часть города. Браки между рабами запрещены, потому что процесс рождения и выращивания детей — непозволительно длительный, экономически абсолютно неэффективный. Все сексуальные потребности удовлетворяются в борделях, раздельных для мужчин и для женщин.

http://www.artchronika.ru/pictures/i_841_lieshout6.jpg
Ателье ван Лисхаут. Из проекта Город рабов. Cradle to Cradle. Фрагмент инсталляции: Установка по переработке человеческих тел. 2008–2009. Пеноматериал, папье-маше, лак. ФОТО: СВЕТЛАНА БУТОВСКАЯ

В: Каким же тогда образом осуществляется воспроизводство?

О: Пополнение рядов обитателей города происходит за счет некой случайности — это может быть похищение или самолет, который приземлился неудачно и не в том месте...

В: По какому принципу становятся менеджерами?

О: У города есть инвесторы, они назначают менеджмент. Я просчитал все необходимое: объемы финансирования, размеры инвестиций, а также прибыли. Чтобы проект состоялся, нужно около €1,5 млрд, и экономика города построена таким образом, что стартовые инвестиции будут ежегодно окупать себя втрое, то есть ожидаемая прибыль составляет €7 млрд в год. Поэтому это исключительно выгодное коммерческое мероприятие, и это именно тот вопрос, который я предлагаю зрителям. Я пытаюсь осмыслить, что может произойти с обществом, в котором экономические интересы начинают преобладать над моральными ценностями.

http://www.artchronika.ru/pictures/i_840_lieshout5.jpg
Ателье ван Лисхаут. Из проекта Город рабов. Cradle to Cradle. Фрагмент инсталляции. 2008–2009. Пеноматериал, папье-маше, лак. ФОТО: СВЕТЛАНА БУТОВСКАЯ

В: До этого биеннальского проекта в России о вас писали в основном как о дизайнере-мебельщике. Как бы вы себя охарактеризовали?

О: Безусловно, я — художник. Лет в 14 я твердо для себя решил, что стану художником. Я получил образование скульптора в Академии современного искусства в Роттердаме. Мои работы — это в чистом виде арт, но я всегда делаю арт-вещи функциональные или хотя бы с косвенным намеком на функцию. И в этом состоит мое родство с архитектурой и дизайном. А вообще, у вас в России чересчур много журналов по дизайну, вот в дизайнеры и записывают всех, кого не лень.

В: Но откуда у вас социальный пафос?

О: Я очень заинтересован в создании новых миров. В 2001 году я делал проект AVL-Ville, независимый город, просуществовавший в течение года в Роттердамском порту. Еще я делаю мобильные дома, мини-миры для каждого человека. Этот интерес — создавать всяческие миры и системы, свою собственную вселенную — у меня всю жизнь. В то же время я стремлюсь к функциональной многоуровневости, и, например, музей «Города рабов» выполнен в виде пищеварительного тракта. Искусство является таким же предметом потребления и переваривания, как и обычная пища. По-моему, это символично: мы поглощаем пищу и производим нечто, к чему уже никто не станет прикасаться. То же самое с арт-объектами, которые помещаются за музейное стекло. Метафоры человеческого тела и архитектуры всегда были очень важны для меня.

http://www.artchronika.ru/pictures/i_839_lieshout4.jpg
Ателье ван Лисхаут. Рог изобилия. 2003. Рисунок. Courtesy and © Atelier Van Lieshout

В: Кто ваши любимые художники? Что вы любите?

О: Мне нравятся самые разнообразные вещи, которые производит человечество. В отличие от того, что производит природа. Я люблю природу, но не нахожу в ней вдохновения. Мне нравятся здания, заводы, фабрики, мосты, каналы, машины. Я люблю старое искусство, века с XIV. Я люблю поп-культуру, вообще все, что происходит здесь и сейчас. Мне нравится современное искусство, но я не могу сказать, что я большой его знаток, и не хочу им быть, потому что если я стану историком искусства, я тем самым ограничу свою личную творческую свободу. Я сам был участником биеннале четыре раза — в 2002 году в Сиднее, в 2003-м в Венеции, в 1994-м и 2002-м — в Сан-Паулу, а также участвовал в Йокогамской триеннале в 2005 году. Важно черпать вдохновение из работ других художников, но не менее важно быть свободным от избыточного знания работ других.

http://www.artchronika.ru/pictures/i_844_lieshout9.jpg
Ателье ван Лисхаут. Лампа Семья. 2008. Пеноматериал, стекловолокно, смешанная техника. Courtesy and © Atelier Van Lieshout

В: Вы попали на страницы всех журналов, после того как Брэд Питт приобрел ваш мобильный капсульный отель на 6 мест. Как вам Брэд Питт?

О: Он забавный. Это было не первое его приобретение. Год назад он тоже у меня что-то купил. Подождите, что же это было? А, припоминаю, это была такая большая лампа, изображающая отца и троих детей. У меня создалось впечатление, что он очень скромный человек, дружелюбный, не изображает из себя суперзвезду. Все бы люди были такими!

В: А кто обычно покупает ваши работы?

О: В основном коллекционеры. Они непохожи на большинство людей. В моих работах много всяких смысловых уровней. Они никогда откровенно не шокируют, не выходят за рамки приличий, и они, в общем, довольно понятные для всех, хотя и немного иррациональные. Мне кажется, что они многое меняют в их владельцах. Я подозреваю, что некоторые художники сами бы хотели купить мои работы, но у них не хватает денег.

http://www.artchronika.ru/pictures/i_838_lieshout3.jpg
Ателье ван Лисхаут. Череп для релаксации. 2008. Смешанная техника. Courtesy and © Atelier Van Lieshout

В: Ваш «Город рабов» напоминает иллюстрацию к социальному трактату.

О: Мои работы ни в коем случае не являются иллюстрацией какого-то концепта. Это все-таки скульптуры, у них есть материальность, форма, цвет, фактура, и это важно. А иначе у меня получилось бы такое искусство соцреализма, которое было прямой иллюстрацией коммунистических текстов, пропагандой. А я не люблю пропаганду чего бы то ни было.

http://www.artchronika.ru/pictures/i_837_lieshout2.jpg
Ателье ван Лисхаут. Череп для релаксации. 2008. Смешанная техника. Courtesy and © Atelier Van Lieshout

В: Как вы видите дальнейшее развитие общества? Если бы вы были на позиции идеального творца, как бы вы организовали мир?

О: Ох, хороший вопрос. Город рабов — это то, к чему мы все придем, если не будем ничего делать, это точно. Важно, чтобы люди были ознакомлены со всеми этими проблемами, с ситуацией, когда стало очень много людей, и их становится все больше и больше, и уже не хватает нефти, металла… Нужно уже начинать потихоньку изменять сознание людей. Это долгий и сложный процесс, но я всеми силами пытаюсь его инициировать. Я не знаю, к чему приведут мои усилия и есть ли вообще пути решения этой проблемы. Может быть, лет через десять этические предрассудки относительно подобного города снимутся сами собой, и он таким образом станет реальностью.

http://www.artchronika.ru/pictures/i_843_lieshout8.jpg
Ателье ван Лисхаут. BarRectum (Бар «Прямая кишка»). 2005. Courtesy and © Atelier Van Lieshout

В: В России биоархитектура, дружественная по отношению к окружающей среде, и вообще идеи экологической корректности обычно не находят отклика.

О: В Европе невозможно сделать что-то неэкологичное. Существует закон, согласно которому все строящиеся здания должны в этом плане отвечать строгим требованиям. Биоморфная форма — это красиво, но здание обязательно должно иметь энергосберегающие системы. В России это осознание гораздо слабее, эта проблематика еще не господствует в умах, потому что вы гораздо более молодое общество, у вас очень много нефти и прочих ресурсов. Но вы в будущем гарантированно столкнетесь с теми же проблемами, что и весь мир.

В: Вы не архитектор, но проектируете различные автономные, самозамкнутые и мобильные в силу этого архитектурные объекты. Не планируете сооружать что-то более масштабное?

О: Я бы хотел строить здания, совершенно независимые от внешних источников энергии. Но мне пока никто не предлагал этим заняться. Если бы я сам строил здание, оно было бы наполнено светом, солнцем, имело бы прекрасные обзорные виды, его жильцы имели бы возможность наблюдать за восходом и закатом. И обязательно системы энергосбережения и автономные водоочистные и водосборные устройства на крыше.

В: Автономное государство AVL-Ville было попыткой воплотить утопию, а возникший через семь лет «Город рабов» — это антиутопия. Это показатель вашей личной разочарованности?

О: Да, конечно, это разочарованность. Я очень верил в свою утопию, что она возможна. В Голландии многие вещи теоретически возможны: они не запрещены законом напрямую, и существует множество всяких лазеек. Есть так называемые серые зоны, где можно купить наркотики и прочие запрещенные вещи. Подозревая нас в этом, правительство запретило мое «государство». Но год все-таки мы просуществовали. Мы руководствовались исключительно собственной конституцией. Каждый мог выстроить себе дом по своему вкусу. Алкоголь можно было покупать в барах совершенно свободно. А в Голландии огромное количество всяческих правил, организованных по принципу матрешки: есть закон, внутри него еще и еще, и соблюсти все невозможно, и даже открыть ресторан очень непросто. Но я считаю себя мастером по поиску щелей и зазоров в установленных правилах, которые я использую на благо своего искусства. Когда я устраивал свое государство AVL-Ville, я, разумеется, хотел иметь все атрибуты: флаг, деньги, конституцию, а также оружие. Поэтому я изготовил скульптуры, напоминающие оружие. И представители власти мне сказали — никакого оружия, пожалуйста, оно может напугать, может спровоцировать конфликты. И конфисковали у меня часть этого оружия, пушки. Но часть забрать не успели, так как их рабочее время подошло к концу. Когда они вернулись, эти мои работы уже были закуплены музеем, выставлены во дворе и тем самым получили «защитный зонтик».

Точно так же мой проект BarRectum 2005 года, бар в виде прямой кишки, с одной стороны — художественная инсталляция, с другой — полноценный бар, осуществляющий коммерческую деятельность, и все это было бы совершенно невозможно без получения соответствующих документов. Но именно потому, что он имел временный статус, будучи выставленным сначала на «Арт Базеле», потом в музее Фолькванг в Эссене, это оказалось возможным.

http://www.artchronika.ru/pictures/i_836_lieshout1.jpg
Ателье ван Лисхаут. Большая автономная капсульная жилая ячейка-люкс. 2002. Courtesy and © Atelier Van Lieshout

В: В 2001 году вы придумали A-Portable — мигрирующее в нейтральных водах судно, на котором располагался медицинский пункт, где могла сделать мини-аборт любая женщина, в чьей стране эта процедура запрещена. Вы говорите, что вы — художник. Аборт — это часть искусства?

О: Я просто создал пространство, свободное от всяческих спорных законов. И это очень характерно для того, что я делаю. Я всегда работаю на границе, исследую, что запрещено, а что нет. Все мои проекты моделируют экспериментальные ситуации взаимодействия, и внешне они находятся тоже на границе — архитектуры, дизайна, искусства.

В: Кто работает в вашем ателье? По какому принципу оно устроено?

О: В студии двадцать человек: пять в офисе и пятнадцать в ателье. Есть архитекторы, дизайнеры, художники, керамисты, каменщики, резчики по металлу. Мне очень важно контролировать все стадии производственного процесса. Я сам придумываю, что и как должно быть сделано. Все мои работы — уникальные. Есть выставочные объекты, существующие в одном экземпляре, но также я делаю, например, стулья и столы ограниченным тиражом, скажем, 10 штук. Есть, правда, и вещи, которые можно запросто купить в магазине, например, мои дизайнерские деревянные стулья.

В: Вы в Москве во второй раз. Что вам здесь показалось необычным?

О: Мне нравятся масштаб, ритм и динамика вашего города. Я не могу его сравнить ни с одним другим. Я знаю некоторых ваших художников — видел выставку фотографа Бориса Михайлова, который снимает очень пожилых людей, бомжей, отбросы общества, пьяниц. Мне нравится Олег Кулик, лет 10–15 назад он был в Роттердаме в качестве собаки, кусал людей на выставке. Мне понравился этот проект, он очень нонконформистский. За это я люблю русское искусство. У России богатейшая история, у вас 26 млн человек погибло во Вторую мировую войну, были ужасающие репрессии, ГУЛАГ и т. п. Ценность человеческой жизни здесь не так значима, как во всем мире. И это чувствуется до сих пор. В Голландии не было таких потрясений, а здесь, у вас этот Город рабов — практически реальность.

---

КАКОВО???

0

2

основная мысль тут, насколько я понял - это: "Город рабов — это то, к чему мы все придем, если не будем ничего делать, это точно."
Этот чел говорит, что бездействие скорее всего привед к этому, и он в этом абсолютно прав. Но сама эта идея, сам итог бездействия, это конечно абсурд. Хотя, для кого-то это вполне приемлемый итог будушего для человечества.

0


Вы здесь » пирАмидА » Правда » Город рабов, думаешь - это просто фантазия?