Тема всегда, я считаю, актуальна. На затравочку парассылочек с Хабра:
О непростых отношениях работника и работодателя
Сообщений 1 страница 6 из 6
Поделиться22011-01-12 14:58:17
Есть старый-престарый трюк автократического правления.
Хорошие должны чувствовать вину.
С вины начинается ощущение неудачи.
Хороший автократ создает много возможностей,
чтобы население чувствовало себя неудачниками.
«Дети Дюны», Френк Герберт
Поделиться32011-02-08 10:16:31
Когда я делаю работу долгое время - я медленный!
Когда шеф - он щепетильный!
Когда я не делаю работу - я ленивый!
Когда шеф - он слишком занят!
Когда я делаю что-то по собсной инициативе - я выебываюсь!
Когда шеф - он инициативный!
Когда я хвалю своего шефа - я лижу жопу!
Когда шеф хвалит своего шефа - он сотрудничает!
Когда я делаю че-нить хорошее - шеф никогда не помнит!
Когда я делаю плохое - шеф никогда не забывает!
Когда меня нет в оффисе - я шатаюсь где-то!
Когда шефа нет - он на встрече!
Когда я ошибаюсь - я дебил безмозглый!
Когда шеф - он тоже человек!
Поделиться42011-02-16 15:13:13
Рекомендовано к изучению
https://secure.wikimedia.org/wikipedia/ru/wiki/Принцип_Питера https://secure.wikimedia.org/wikipedia/ru/wiki/Закон_Паркинсона
Отредактировано eternity (2011-02-16 15:13:42)
Поделиться52011-02-18 15:27:11
Проанализированы и уточнены некоторые принципы функционирования бюрократических структур и особенности коммуникаций чиновников. Открыт новый закон.
“Бюрократия вечна, потому что всесильна и … наоборот”.
“Все удачливые бюрократы похожи друг на друга. Каждый бюрократ-неудачник сам повинен в собственных несчастиях”.
Введение
За многие тысячелетия своего развития человеческая цивилизация не смогла придумать ничего лучшего, чем иерархическая система управления. Наличие соответствующих устойчивых отношений между субъектами данной системы мы замечаем сегодня в племени “Тумба-Юмба”, в развитых и не очень странах, многочисленных организациях и даже в некоторых семьях, что наводит на мысль о существовании объективных законов, открытие, познание и правильное использование которых должно способствовать прогрессу человечества…
В предисловии к своей широко известной книге “Закон Паркинсона”, посвященной закономерностям развития бюрократических структур и особенностям функционирования в них чиновников, Сирил Норткот Паркинсон справедливо отмечает, что открытия в данной области происходят практически ежедневно. Настоящий очерк не является исключением и представляет собой очередную попытку развития учения знаменитого английского публициста в части анализа роли информации в жизни бюрократов и уточнения ряда основополагающих принципов с целью открытия нового закона.
Термин “бюрократ”, используемый ниже, в большинстве случаев не носит уничижительного или негативного оттенка и тождественен терминам “чиновник” и “управленец”.
О роли информации в жизни бюрократа.
Современной управленческой наукой установлено теоретически и подтверждено на практике, что без правильно организованного информационного контакта со своим окружением, молодые бюрократы, как минимум, отстают в своем развитии и даже могут быть отторгнуты структурой, в которой служат - как максимум.
Два молодых чиновника Тихинс и Живкинс после окончания курсов управления попадают в достаточно престижное “Присутствие” на аналогичные должности столоначальников, находясь в одинаковых стартовых условиях. Например, оба являются твердыми троечниками и не имеют влиятельных родственников. Через несколько лет не нашедший путь к сердцам коллег трудолюбивый Тихинс все также тщательно, но тоскливо перебирает бумаги на своем столе. В то же время коммуникабельный Живкинс, сделав несколько удачных горизонтальных и вертикальных перемещений, продолжает успешно очаровывать руководство, сочиняет для Тихинса важные и срочные директивы и готовится к новому повышению.
Признаки служебной стагнации и деградации мы замечаем и у опытных вполне сложившихся бюрократов, в силу самоуспокоенности или стараниями коллег, попавших в информационный вакуум.
Чиновник Умудренго делает неплохую карьеру, достигая за долгие годы средних высот в престижной компании “Недоинвест Инкорпорейтед”. Но в последнее время в силу семейных причин данный бюрократ перестает “ловить мышей”. Став чиновником-затворником, он прекращает отслеживать бюрократическую конъюнктуру. Полностью положившись на своих подчиненных, он как следствие оказывается жертвой интриги. Преследуя собственные цели, подчиненные сознательно слабо информируют его о кадровых новациях, задуманных руководством компании. На ряде аппаратных “тусовок” опытный бюрократ уличается “вождями” фирмы в подозрительных контактах с сотрудниками, на которых поставлен руководящий крест. Результат - Умудренго готовиться к досрочному уходу на пенсию, а его подчиненные приступают к борьбе за освобождающееся место.
Напрашивается вывод об определяющем влиянии информации на жизнедеятельность “винтиков” любых бюрократических структур, независимо от возраста чиновников и занимаемого ими служебного положения.
По-видимому, было бы неправильно считать информацию чем-то внешним по отношению к управленцу. Удачливый управленец сам является творцом и менеджером информации, в том числе, необходимой для его карьерного роста. Он с удовольствием купается в информационных потоках и порой превращает их (как пишут в газетах) в финансовые. Порождая, пресекая и умело направляя информацию в нужное русло, растущий бюрократ уверенно движется к заветной вершине пирамиды, в которой обитает.
Психологический аспект коммуникаций чиновника.
Согласно представлениям современной психиатрии и психологии бюрократ как любой другой человек имеет определенный набор схем поведения, соответствующий текущему состоянию его сознания. Для каждой из этих схем характерны вполне определенные действия и сопутствующая им информация. Но в душе любого чиновника, определяя его текущее состояние, постоянно борются Доктор Джекил и Мистер Хайд в лице начальника и подчиненного, которыми он - бюрократ одновременно является в реальной жизни. В то же время любой чиновник, находясь на своей ступени иерархической лестницы, вынужден одновременно общаться с вышестоящими, нижестоящими и равными по должности бюрократами. Гармония во взаимоотношениях с ними наступает лишь в случае, когда его внутреннее психологическое состояние правильно соответствует служебному статусу субъекта коммуникации. Последствия неправильного применения схемы поведения могут быть плачевны или фатальны для карьеры бюрократа, и он может временно или навсегда лишиться главного - доверия и поддержки руководства.
Показателен пример молодого подающего надежды бюрократа Выдвиженко, неожиданно вызванного “на ковер” к начальству прямо с совещания, на котором он устраивал разнос собственным нерадивым подчиненным. Прибыв к руководству, чиновник не сумел своевременно выйти из состояния “начальник” и изменить схему поведения, чем навлек на себя справедливый гнев. Опомнившись, для выхода из неблагоприятной ситуации он успешно инсценировал нервный срыв, обусловленный перегрузкой в работе. Однако молодому бюрократу не удалось до конца парировать негативные последствия произошедшего, и Выдвиженко на несколько лет был “задвинут” в кадровый резерв как “толковый, но чересчур горячий”.
Типовая модель бюрократической структуры.
Изучать типовые схемы поведения и коммуникации бюрократов удобно, анализируя процесс функционирования структур, к которым они принадлежат. В качестве типовой модели бюрократической структуры современные ученые обычно рассматривают ранее упомянутую пирамиду.
На вершине любой бюрократической пирамиды, как известно, находится “Сам” (не путать с “Замом”!). “Сам” - это чиновник, не имеющий начальников в возглавляемой им бюрократической структуре, т.к. все остальные бюрократы являются его подчиненными. У подножья пирамиды, в соответствии с классификацией предложенной одним опытным бюрократом, располагаются “организмы” - чиновники, не имеющие подчиненных. Вертикаль пирамиды в промежутке между “Самим” и “организмами” образуют чиновники, находящиеся в непосредственном подчинении друг у друга. Горизонтальные уровни пирамиды занимают бюрократы, равные по должностному положению, не подчиненные друг другу и имеющие (за исключением “организмов”) собственных подчиненных.
Тернистый путь “бумаги” в пирамиде.
В наиболее часто встречающемся случае внешней активации (бывает еще и внутренняя, генерируемая любым начальником в отношении его подчиненных) типовое функционирование пирамиды сводится формированию реакции на управляющие воздействия, поступающие сверху, и обработке входной информации в соответствии с принципом “на каждый входящий документ обязательно должен быть создан исходящий”.
Для правильного понимания процесса работы бюрократической структуры, который будет рассмотрен ниже, необходимо остановиться на основополагающем принципе, о котором Паркинсон упоминает как об искусстве “передачи фишки”. Данный принцип может быть более точно сформулирован следующим образом.
Ни один уважающий себя бюрократ не будет выполнять порученную ему “неблагодарную” работу, если он может переадресовать ее по горизонтали или “спустить” вниз по вертикали.
В соответствии с данным этим принципом практически любая служебная бумага, поступившая в кабинет “Самого”, проходит длительный путь, совершая мучительные горизонтальные колебания и упорно двигаясь вниз, пока не упадет на стол одного из “организмов”, расцвеченная “иконостасом” резолюций. Кстати, именно поэтому “Сам”, обращаясь к “организмам” по торжественным случаям, ничуть не кривит душой, называя их фундаментом организации.
Однако, чуть подробнее о резолюциях, т.к. они являются важным элементом информационных коммуникаций бюрократа. След, оставленный на бумаге и увековеченный в архиве для благодарных потомков, ко многому обязывает. Наверно именно по данной причине многие искушенные бюрократы предпочитают чернилам карандаш, а другие из личной скромности оставляют лишь временный след в истории человечества, ограничиваясь комментариями на бумажных “клапанках”, которые бережно подкалывают скрепкой к отрабатываемому документу. Резолюции, как правило, ничуть не проясняют того, что именно необходимо сделать, но, безусловно, позволяют проследить путь “бумаги” для наказания виновных в ее несвоевременном и некачественном исполнении.
После рассмотрения входящего документа на уровне чиновников - «организмов” с учетом всех оставленных письменных резолюций и бесценных устных указаний, начинается тернистое восхождение наверх проекта ответа в соответствии с принципом “каждое новое прочтение и доработка на вышестоящем бюрократическом уровне способствует улучшению текста исходного документа”.
В полном “соответствии” с данным принципом “Сам” часто ставит победную точку в исходящей из учреждения “бумаге” как две капли воды похожей на первоначальный вариант, подготовленный одним из “организмов” и многократно улучшенный соответствующими начальниками. Это, безусловно, подтверждает комплексность рассмотрения и укрепляет уверенность всех, приложивших руку к документу в правильности решения поставленной задачи.
Паркинсон в своих работах рассматривает несколько иную схему работы иностранных бюрократов, приводящую, однако, к аналогичному результату. В соответствии с данной схемой они вообще не читают “всплывающих” снизу бумаг, полностью полагаясь на своих подчиненных. По мнению ряда российских исследователей, данное обстоятельство свидетельствует о более высокой стадии загнивания западных бюрократических структур по сравнению с отечественными, что обнадеживает.
Особенности информационных коммуникаций чиновников в процессе профессиональной деятельности.
Завершив рассмотрение типового пути “бумаги” в бюрократической структуре, целесообразно более подробно остановиться на особенностях информационных коммуникаций чиновников на отдельных этапах бюрократического цикла. Начнем анализ с рассмотрения обязательных попыток горизонтальной переадресации документа на этапе постановки задачи. Данный феномен имеет место на всех бюрократических уровнях и заслуживает отдельного комментария.
Экологической “Управой” получен циркуляр о подготовке справки по динамике изменения поголовья копытных в регионе. На совещание к “Самому” вызваны руководители двух департаментов: “Мониторинга парнокопытных” и “Мониторинга непарнокопытных”. Пользуясь терминологической двусмысленностью исходной “бумаги”, обусловленной оплошностью “организма” из вышестоящей пирамиды (см. предыдущий раздел), и желая переправить “бумагу” по горизонтали, начальники департаментов Ослович и Верблюдянский пытаются убедить “Самого” в том, что возглавляемые ими департаменты не имеют прямого отношения к подготовке справки.
Используемый аргумент Ословича: “В нашем регионе практически отсутствуют парнокопытные, поэтому речь в документе, скорее всего, идет о верблюдах”.
Контраргумент Верблюдянского: “В нашем регионе с непарнокопытными все в порядке, я лично проверял (на самом деле в последний раз он видел живого верблюда в прошлом году с сыном в зоопарке). Поэтому справка, безусловно, относится к ослам, популяция которых по имеющимся данным у нас угрожающе возрастает”.
Будучи искушенным руководителем, “Сам” успешно пресекает попытки подчиненных увильнуть от исполнения “бумаги” и принимает соломоново решение “озадачить” сразу оба подразделения. Ослович назначается ответственным. Соисполнитель Верблюдянский облегченно вздыхает.
Если Вы подумали, что после принятого решения упомянутые чиновники бросятся выполнять полученное распоряжение, то глубоко ошибаетесь. Наступает стадия “вылеживания” бумаги. Исполнителями вводится в действие испытанный прием “не спеши выполнять, отменят”. Не следует, однако, путать данный прием с описанным Паркинсоном клиническим случаем “обычной проволочки”, предполагающим обязательность исполнения в неопределенном будущем. Речь идет именно об ожидании отмены или кардинального видоизменения задачи в процессе ее выполнения, что, по-видимому, является отечественным бюрократическим ноу-хау.
Опытные бюрократы-начальники, памятуя о том, что бюрократы-подчиненные часто используют прием “не спеши выполнять, отменят” на практике и, зная, что “любая работа независимо от объема занимает все время, отпущенное на ее выполнение”, обычно применяют контрприем, называемый военными “ефрейторский зазор”. Суть данного контрприема состоит в том, чтобы максимально ограничить срок исполнения документа подстегнуть подчиненных на новые бюрократические свершения и оставить для себя дополнительную свободу маневра во времени. Иными словами, срок исполнения документа для подчиненных искусственно сдвигается “влево”.
Бывалым начальникам также известно, что 90% работы делается подчиненными с момента ее реального начала за 10% отпущенного времени, а 5% работы не будут сделаны никогда. Поэтому, наиболее впечатляющий результат достигается, например, при постановке задачи в пятницу вечером со сроком исполнения утром в понедельник.
Продолжим дальнейшее рассмотрение бюрократических коммуникаций с момента, когда горизонтальные колебания бумаги, наконец, затихли и начальник готовиться “спустить”, полученную задачу по вертикали, переложив ее на своих подчиненных. Существует две базовые схемы “спуска” задачи:
ретрансляция с расширением задачи;
ретрансляция с сужением задачи.
Многие молодые бюрократы предпочитают первую схему, при которой исходная задача расширяется, обрастает множеством подробностей и деталей. В то же время до подчиненных часто не доводится исходный смысл задачи и косвенная информация, полезная для ее решения. Например, в рассмотренном ранее случае подготовки справки о динамике поголовья копытных, ретивый “расширитель”- Ослович дополнительно потребует от подчиненных детального анализа кормовой базы и углубленных маркетинговых исследований по перспективам развития в регионе гужевого транспорта. Он исповедует принцип “чем больше использованной бумаги, тем чище … деловая репутация бюрократа“.
По-другому будет действовать бывалый “обужатель”- Верблюдянский. Он сознательно не станет “раздувать” задачу, памятуя о том, что “при существовании даже единственного шанса неправильного понимания указаний руководства подчиненными он будет со 100% вероятностью реализован ими”. Более того, данный чиновник предложит своим помощникам удобную форму диаграммы роста поголовья верблюдов и проинформирует их (подчиненных), что задача решается, например, с целью “просвещения” вновь назначенного чиновника из вышестоящей пирамиды и поэтому предполагает простую и наглядную форму подготавливаемого документа.
Бюрократическая практика показывает, что обе схемы имеют право на жизнь, т.к. в первом случае чиновник работает на опережение, заранее готовясь к любым возможным вопросам своего начальника, но, рискуя сорвать срок исполнения “бумаги”. Во втором случае, наряду с возможным ущербом глубине, достигается лучшая оперативность и возможность использования испытанного приема “не можешь сделать хорошо, сделай в срок”. Подлинное искусство бюрократа проявляется в умении правильно уловить момент для использования той или иной схемы, имея в виду, что главным для него является не полученный результат, а оценка данного результата вышестоящим начальством.
Информационные интриги как средство карьерного роста.
В ходе нашего исследования мы пока в основном рассматривали рутинные бюрократические коммуникации с точки зрения обеспечения нормального функционирования чиновника при выполнении им служебных обязанностей. Однако главным для бюрократа все же является его карьера и обеспечение эволюционного (а лучше революционного) роста от “организма” до “Самого”. Бюрократы, относящиеся (по Паркинсону) к категории “не смирившихся со своим служебным положением” в процессе выполнения непосредственных функциональных обязанностей добиваются карьерных успехов с помощью т.н. вертикальных, горизонтальных и комбинированных интриг. Для каждого вида интриги, в зависимости то конкретной кадровой ситуации, цели интриг и их субъекты могут различаться, но главным объектом интриги во всех случаях остается информация.
Например, в случае развития интриги по линии “бюрократ -> его начальник”, информационный менеджмент, осуществляемый подчиненным, обычно преследует целью “ограничение доступа к руководящему телу” со стороны равных данного чиновника и, тем более его подчиненных нижестоящих уровней иерархии. Начальник должен “питаться” отфильтрованной информацией только из уст означенного чиновника и доверять только ему. Это является главным залогом успешного карьерного роста последнего. Для решения задачи ограничения “доступа к телу” чиновник должен реально стать незаменимым или создать в глазах начальника собственный имидж “трудоголика”, преданного делу, бесконечно лично преданного начальнику, готового с радостью выполнить любое, даже самое трудное, щекотливое задание своего шефа и произвести “зачистку” несделанного другими. Такой чиновник всегда в курсе всех дел. Ему всегда есть, что сказать на совещании, проводимым боссом. Даже если все уже правильно сказано другими он всегда найдет повод блеснуть “оперением”, придумав неожиданный аспект обсуждаемой проблемы. Он не чужд критики в адрес руководства, смело в глаза называя своего начальника “вовсе не гениальным, а просто выдающимся”. При общении с шефом он решительно и принципиально вскрывает недостатки коварного окружения, выявляя нерадивых “пофигистов”, много из себя воображающих “умников”, “обиженных правдоискателей” и других бюрократов, представляющих реальную, потенциальную и даже мнимую угрозу общему делу и его личной карьере. Чиновник рассматриваемого типа искренне любит действующее руководство, твердо помня о том, что “каждый новый начальник будет еще хуже, чем его предшественник”.
По мнению ряда крупных бюрократов, полученному в ходе репрезентативного социологического исследования, такой чиновник обычно “обречен” на успех. Убедительные примеры эффективности данного подхода к организации вертикальных коммуникаций по линии “снизу-вверх” можно найти, анализируя произведения классиков мировой литературы и яркие, но переменчивые судьбы выдающихся бюрократов типа светлейшего князя Меншикова.
Завершая рассмотрение вертикальных информационных интриг по линии “чиновник -> его начальник”, необходимо остановиться на еще одном важном аспекте коммуникаций бюрократа. Не секрет, что информационный горизонт чиновника - «организма”, находящегося в основании пирамиды, во многом ограничен унылым задом лежащего перед ним бюрократического сфинкса. При подъеме на более высокие ступени горизонт, безусловно, расширяется в прямой пропорции. Не смирившийся со своей планидой бюрократ, находясь на любой ступени карьерной лестницы, как правило, умело пользуется пожалованными ему начальством возможностями и полномочиями по контактам с внешним миром. Понимая, что любовь непосредственного руководства - субстанция хоть и необходимая, но переменчивая, чиновник старается как можно чаше мелькать и на других верхних этажах своей и соседних пирамид. В данной связи трудно не согласиться с мнением одного заслуженного бюрократа, любившего повторять, что “излишняя скромность чиновника - это лучший путь в безвестность”. Чтобы по достоинству оценить выдающиеся способности бюрократа власть предержащие (свои и чужие) должны знать его лично, привыкнуть к его существованию и вспомнить о нем в нужный момент. Осознавая это, каждый честолюбивый бюрократ стремиться всемерно расширять свои внутренние и внешние вертикальные информационные контакты.
Общаясь с подчиненными, искушенный чиновник всегда стремится, получить от них максимум информации, тщательно селектируя, обобщая и накапливая их служебные доклады и “неформальные” нашептывания (в древнем Вавилоне педантичные чиновники складировали информацию на глиняных табличках, сегодня - на винчестерах персональных компьютеров). В то же время бюрократ, как правило, строго дозирует любые сообщаемые им вниз сведения, ограничивая их необходимым для выполнения конкретной работы минимумом. Умело разграничивая диапазон компетенции и компетентности подчиненных, бюрократ уверенно строит фундамент собственной незаменимости, успешно реализуя на практике древний принцип “разделяй и властвуй”. Подчиненные входят в его кабинет с перманентным стимулирующим чувством вины за несделанное и, получив причитающуюся им информационную инъекцию, выходят с чувством ревности к своим коллегам. На любые недоуменные и каверзные вопросы подчиненных бывалый чиновник часто произносит мобилизующий универсальный ответ: “Сборный пункт за рекой!”, переводящий стрелку в вышестоящее никуда. Бюрократ понимает, что правильно воспитанные подчиненные никогда не пойдут за разъяснениями через его голову наверх, зная, что их (разъяснений) там не дадут. Подчиненные смирятся с неизбежностью выполнения задачи, перестанут задавать “глупые” вопросы и, наконец, примутся за работу.
При коммуникациях с равными по должностному положению чиновниками в процессе организации горизонтальных интриг настоящий бюрократ руководствуется известным принципом “у бюрократа не бывает постоянных союзников, но есть постоянные личные карьерные интересы”. Вместе с тем, выстраивая горизонтальную интригу в борьбе за место под солнцем, он должен быть предельно корректен с “равнопрочными” коллегами, т.к. в дееспособных бюрократических структурах такие чиновники составляют управленческую команду, играющую по общим правилам и имеющую общую стратегическую цель. У бюрократа-индивидуалиста, “гуляющего самого по себе”, гораздо меньше шансов выжить и преуспеть в суровом бюрократическом океане, чем у чиновника, принадлежащего к растущей или стабильной управленческой команде, возглавляемой умным, динамичным и честолюбивым капитаном.
Феномен управленческих команд, безусловно, заслуживает отдельного рассмотрения. Однако, анализируя игры бюрократов, необходимо сделать важное замечание. Любой растущий бюрократический “Сам”, формируя дееспособную управленческую команду, по-видимому, не должен забывать о “старых” чиновниках, реально понимающих “о чем поет гармонь” в данной сфере и на данном этаже управления. Расставляя своих выдвиженцев на ключевые посты в подведомственной ему структуре, он должен гармонизировать личную преданность и компетентность, что служит залогом успеха.
О компетенции и компетентности.
Согласно справедливой оценке опытных бюрократов толковый чиновник обязан твердо владеть объектом и предметом своей управленческой деятельности. Оптимальный уровень компетентности чиновника с точки широты познаний должен быть прямо пропорционален уровню занимаемой должности. В то же время оптимальная глубина познаний должна быть обратно пропорциональна данному уровню. Иными словами большой начальник не должен перегружать свой руководящий мозг мелочами в стремлении увидеть общую картину происходящего в подведомственной ему структуре. Чиновник - «организм” напротив должен стремиться к детализации и углублению своих знаний в порученной ему области ответственности. Мировой бюрократической практикой проверено, что для растущего подчиненного необходимо и достаточно по глубине своих познаний во вверенной ему области быть на одну ступень выше своего непосредственного начальника. Возрастающую же широту своих познаний, выходящую за рамки должностных полномочий, он должен тактично скрывать от руководства, проявляя ее только при назначении на соответствующую более высокую должность. Так, например, начальник департамента непарнокопытных должен четко знать о существовании верблюдов и не путать их с ослами. В то время как его подчиненные должны бегло ориентироваться в количестве горбов у указанных им верблюдов, но публично не проявлять своей осведомленности в отношении существования ослов.
В общем случае произведение широты и глубины познаний бюрократа есть величина постоянная, определяемая общественно допустимым для данной должности уровнем некомпетентности, что не противоречит известному принципу Питера.
Закон карьерного роста.
Даже бюрократы-виртуозы признают тот факт, что одними интригами растущему чиновнику обойтись невозможно. Для хорошей карьеры управленцу одновременно необходима кропотливая и высоко профессиональная работа в конкурентной среде своих коллег, предполагающая отточенность рутинных коммуникаций в процессе ранее рассмотренного нами бюрократического цикла.
Единство рутинных бюрократических коммуникаций и карьерных интриг образует личную информационную активность чиновника. Более формально личную информационную активность можно определить как число проводимых рутинных коммуникаций и интриг, порождаемых чиновником в единицу времени.
Проведенный анализ позволяет открыть следующий закон:
“Скорость карьерного роста чиновника в бюрократической структуре прямо пропорциональна его личной информационной активности и обратно пропорциональна информационной активности его конкурентов”.
Упрощенная итоговая формулировка закона:
“Карьера активного чиновника прирастает пассивностью его конкурентов”.
Справедливость данного закона несложно проверить в контрольных точках, которые могут рассматриваться как его важные следствия.
В отсутствии информационной активности со стороны бюрократа и при наличии карьерных “телодвижений” со стороны коллег он и дальше будет служить украшением собственной должности.
В среде инертных конкурентов, даже при минимальной личной активности, шансы бюрократа на продвижение бесконечно велики.
В случае стагнации бюрократической структуры, когда ни сам чиновник, ни его конкуренты не проявляют должной информационной активности, скорость карьерного роста является величиной неопределенной и зависит от случайных факторов.
Когда личная информационная активность чиновника близка к активности конкурентов, скорость его карьерного роста есть отличная от нуля постоянная, определяемая для данной организации отношением числа чиновников “сложивших и не сложивших крылья”.
Заключение
1. Автор не рассматривает настоящий очерк как чисто научное исследование, сатирический памфлет, учебное пособие для молодых бюрократов или юмористическую “хохму”. По имевшемуся замыслу данный труд должен содержать “каждой твари по паре”, дабы, в зависимости от имеющейся внутренней мотивации, побудить читателя задуматься, улыбнуться, творчески применить или подвергнуть уничижительной критике изложенные мысли и наблюдения.
2. Автор считает своим приятным долгом поблагодарить коллег-управленцев из различных бюрократических пирамид, которые личным примером вдохновили его на написание настоящего опуса, а своими ценными советами, пожеланиями и предложениями способствовали совершенствованию рукописи на стадии ее подготовки к печати.
3. Принимая во внимание, что рассматриваемая проблема - глобальна, цель предпринятого исследования - благородна, задачи исследования - трудно выполнимы, объект - вечно актуален, предмет - щекотлив, методический аппарат - слабо формализован, а полученные результаты - не претендуют на абсолютную полноту и новизну автор выражает надежду на возникновение научной и общечеловеческой сетевой дискуссии по затронутой в статье тематике.
Дата публикации: 21 января 2003
Источник: SciTecLibrary.ru
Поделиться62011-04-22 15:08:26
Петров пришел во вторник на совещание. Ему там вынули мозг, разложили по блюдечкам и стали есть, причмокивая и вообще выражая всяческое одобрение. Начальник Петрова, Недозайцев, предусмотрительно раздал присутствующим десертные ложечки. И началось.
— Коллеги, — говорит Морковьева, — перед нашей организацией встала масштабная задача. Нам поступил на реализацию проект, в рамках которого нам требуется изобразить несколько красных линий. Вы готовы взвалить на себя эту задачу?
— Конечно, — говорит Недозайцев. Он директор, и всегда готов взвалить на себя проблему, которую придется нести кому-то из коллектива. Впрочем, он тут же уточняет: — Мы же это можем?
Начальник отдела рисования Сидоряхин торопливо кивает:
— Да, разумеется. Вот у нас как раз сидит Петров, он наш лучший специалист в области рисования красных линий. Мы его специально пригласили на совещание, чтобы он высказал свое компетентное мнение.
— Очень приятно, — говорит Морковьева. — Ну, меня вы все знаете. А это — Леночка, она специалист по дизайну в нашей организации.
Леночка покрывается краской и смущенно улыбается. Она недавно закончила экономический, и к дизайну имеет такое же отношение, как утконос к проектированию дирижаблей.
— Так вот, — говорит Морковьева. — Нам нужно нарисовать семь красных линий. Все они должны быть строго перпендикулярны, и кроме того, некоторые нужно нарисовать зеленым цветом, а еще некоторые — прозрачным. Как вы считаете, это реально?
— Нет, — говорит Петров.
— Давайте не будем торопиться с ответом, Петров, — говорит Сидоряхин. — Задача поставлена, и ее нужно решить. Вы же профессионал, Петров. Не давайте нам повода считать, что вы не профессионал.
— Видите ли, — объясняет Петров, — термин «красная линия» подразумевает, что цвет линии — красный. Нарисовать красную линию зеленым цветом не то, чтобы невозможно, но очень близко к невозможному…
— Петров, ну что значит «невозможно»? — спрашивает Сидоряхин.
— Я просто обрисовываю ситуацию. Возможно, есть люди, страдающие дальтонизмом, для которых действительно не будет иметь значения цвет линии, но я не уверен, что целевая аудитория вашего проекта состоит исключительно из таких людей.
— То есть, в принципе, это возможно, мы правильно вас понимаем, Петров? — спрашивает Морковьева.
Петров осознает, что переборщил с образностью.
— Скажем проще, — говорит он. — Линию, как таковую, можно нарисовать совершенно любым цветом. Но чтобы получилась красная линия, следует использовать только красный цвет.
— Петров, вы нас не путайте, пожалуйста. Только что вы говорили, что это возможно.
Петров молча проклинает свою болтливость.
— Нет, вы неправильно меня поняли. Я хотел лишь сказать, что в некоторых, крайне редких ситуациях, цвет линии не будет иметь значения, но даже и тогда — линия все равно не будет красной. Понимаете, она красной не будет! Она будет зеленой. А вам нужна красная.
Наступает непродолжительное молчание, в котором отчетливо слышится тихое напряженное гудение синапсов.
— А что если, — осененный идеей, произносит Недозайцев, — нарисовать их синим цветом?
— Все равно не получится, — качает головой Петров. — Если нарисовать синим — получатся синие линии.
Опять молчание. На этот раз его прерывает сам Петров.
— И я еще не понял… Что вы имели в виду, когда говорили о линиях прозрачного цвета?
Морковьева смотрит на него снисходительно, как добрая учительница на отстающего ученика.
— Ну, как вам объяснить?.. Петров, вы разве не знаете, что такое «прозрачный»?
— Знаю.
— И что такое «красная линия», надеюсь, вам тоже не надо объяснять?
— Нет, не надо.
— Ну вот. Вы нарисуйте нам красные линии прозрачным цветом.
Петров на секунду замирает, обдумывая ситуацию.
— И как должен выглядеть результат, будьте добры, опишите пожалуйста? Как вы себе это представляете?
— Ну-у-у, Петро-о-ов! — говорит Сидоряхин. — Ну давайте не будем… У нас что, детский сад? Кто здесь специалист по красным линиям, Морковьева или вы?
— Я просто пытаюсь прояснить для себя детали задания…
— Ну, а что тут непонятного-то?.. — встревает в разговор Недозайцев. — Вы же знаете, что такое красная линия?
— Да, но…
— И что такое «прозрачный», вам тоже ясно?
— Разумеется, но…
— Так что вам объяснять-то? Петров, ну давайте не будем опускаться до непродуктивных споров. Задача поставлена, задача ясная и четкая. Если у вас есть конкретные вопросы, так задавайте.
— Вы же профессионал, — добавляет Сидоряхин.
— Ладно, — сдается Петров. — Бог с ним, с цветом. Но у вас там еще что-то с перпендикулярностью?..
— Да, — с готовностью подтверждает Морковьева. — Семь линий, все строго перпендикулярны.
— Перпендикулярны чему? — уточняет Петров.
Морковьева начинает просматривать свои бумаги.
— Э-э-э, — говорит она наконец. — Ну, как бы… Всему. Между собой. Ну, или как там… Я не знаю. Я думала, это вы знаете, какие бывают перпендикулярные линии, — наконец находится она.
— Да конечно знает, — взмахивает руками Сидоряхин. — Профессионалы мы тут, или не профессионалы?..
— Перпендикулярны могут быть две линии, — терпеливо объясняет Петров. — Все семь одновременно не могут быть перпендикулярными по отношению друг к другу. Это геометрия, 6 класс.
Морковьева встряхивает головой, отгоняя замаячивший призрак давно забытого школьного образования. Недозайцев хлопает ладонью по столу:
— Петров, давайте без вот этого: «6 класс, 6 класс». Давайте будем взаимно вежливы. Не будем делать намеков и скатываться до оскорблений. Давайте поддерживать конструктивный диалог. Здесь же не идиоты собрались.
— Я тоже так считаю, — говорит Сидоряхин.
Петров придвигает к себе листок бумаги.
— Хорошо, — говорит он. — Давайте, я вам нарисую. Вот линия. Так?
Морковьева утвердительно кивает головой.
— Рисуем другую… — говорит Петров. — Она перпендикулярна первой?
— Ну-у…
— Да, она перпендикулярна.
— Ну вот видите! — радостно восклицает Морковьева.
— Подождите, это еще не все. Теперь рисуем третью… Она перпендикулярна первой линии?..
Вдумчивое молчание. Не дождавшись ответа, Петров отвечает сам:
— Да, первой линии она перпендикулярна. Но со второй линией она не пересекается. Со второй линией они параллельны.
Наступает тишина. Потом Морковьева встает со своего места и, обогнув стол, заходит Петрову с тыла, заглядывая ему через плечо.
— Ну… — неуверенно произносит она. — Наверное, да.
— Вот в этом и дело, — говорит Петров, стремясь закрепить достигнутый успех. — Пока линий две, они могут быть перпендикулярны. Как только их становится больше…
— А можно мне ручку? — просит Морковьева.
Петров отдает ручку. Морковьева осторожно проводит несколько неуверенных линий.
— А если так?..
Петров вздыхает.
— Это называется треугольник. Нет, это не перпендикулярные линии. К тому же их три, а не семь.
Морковьева поджимает губы.
— А почему они синие? — вдруг спрашивает Недозайцев.
— Да, кстати, — поддерживает Сидоряхин. — Сам хотел спросить.
Петров несколько раз моргает, разглядывая рисунок.
— У меня ручка синяя, — наконец говорит он. — Я же просто чтобы продемонстрировать…
— Ну, так может, в этом и дело? — нетерпеливо перебивает его Недозайцев тоном человека, который только что разобрался в сложной концепции и спешит поделиться ею с окружающими, пока мысль не потеряна. — У вас линии синие. Вы нарисуйте красные, и давайте посмотрим, что получится.
— Получится то же самое, — уверенно говорит Петров.
— Ну, как то же самое? — говорит Недозайцев. — Как вы можете быть уверены, если вы даже не попробовали? Вы нарисуйте красные, и посмотрим.
— У меня нет красной ручки с собой, — признается Петров. — Но я могу совершенно…
— А что же вы не подготовились, — укоризненно говорит Сидоряхин. — Знали же, что будет собрание…
— Я абсолютно точно могу вам сказать, — в отчаянии говорит Петров, — что красным цветом получится точно то же самое.
— Вы же сами нам в прошлый раз говорили, — парирует Сидоряхин, — что рисовать красные линии нужно красным цветом. Вот, я записал себе даже. А сами рисуете их синей ручкой. Это что, красные линии по-вашему?
— Кстати, да, — замечает Недозайцев. — Я же еще спрашивал вас про синий цвет. Что вы мне ответили?
Петрова внезапно спасает Леночка, с интересом изучающая его рисунок со своего места.
— Мне кажется, я понимаю, — говорит она. — Вы же сейчас не о цвете говорите, да? Это у вас про вот эту, как вы ее называете? Перпер-чего-то-там?
— Перпендикулярность линий, да, — благодарно отзывается Петров. — Она с цветом линий никак не связана.
— Все, вы меня запутали окончательно, — говорит Недозайцев, переводя взгляд с одного участника собрания на другого. — Так у нас с чем проблемы? С цветом или с перпендикулярностью?
Морковьева издает растерянные звуки и качает головой. Она тоже запуталась.
— И с тем, и с другим, — тихо говорит Петров.
— Я ничего не могу понять, — говорит Недозайцев, разглядывая свои сцепленные в замок пальцы. — Вот есть задача. Нужно всего-то семь красных линий. Я понимаю, их было бы двадцать!.. Но тут-то всего семь. Задача простая. Наши заказчики хотят семь перпендикулярных линий. Верно?
Морковьева кивает.
— И Сидоряхин вот тоже не видит проблемы, — говорит Недозайцев. — Я прав, Сидоряхин?.. Ну вот. Так что нам мешает выполнить задачу?
— Геометрия, — со вздохом говорит Петров.
— Ну, вы просто не обращайте на нее внимания, вот и все! — произносит Морковьева.
Петров молчит, собираясь с мыслями. В его мозгу рождаются одна за другой красочные метафоры, которые позволили бы донести до окружающих сюрреализм происходящего, но как назло, все они, облекаясь в слова, начинаются неизменно словом «Блять!», совершенно неуместным в рамках деловой беседы.
Устав ждать ответа, Недозайцев произносит:
— Петров, вы ответьте просто — вы можете сделать или вы не можете? Я понимаю, что вы узкий специалист и не видите общей картины. Но это же несложно — нарисовать какие-то семь линий? Обсуждаем уже два часа какую-то ерунду, никак не можем прийти к решению.
— Да, — говорит Сидоряхин. — Вы вот только критикуете и говорите: «Невозможно! Невозможно!» Вы предложите нам свое решение проблемы! А то критиковать и дурак может, простите за выражение. Вы же профессионал!
Петров устало изрекает:
— Хорошо. Давайте я нарисую вам две гарантированно перпендикулярные красные линии, а остальные — прозрачным цветом. Они будут прозрачны, и их не будет видно, но я их нарисую. Вас это устроит?
— Нас это устроит? — оборачивается Морковьева к Леночке. — Да, нас устроит.
— Только еще хотя бы пару — зеленым цветом, — добавляет Леночка. — И еще у меня такой вопрос, можно?
— Да, — мертвым голосом разрешает Петров.
— Можно одну линию изобразить в виде котенка?
Петров молчит несколько секунд, а потом переспрашивает:
— Что?
— Ну, в виде котенка. Котеночка. Нашим пользователям нравятся зверюшки. Было бы очень здорово…
— Нет, — говорит Петров.
— А почему?
— Нет, я конечно могу нарисовать вам кота. Я не художник, но могу попытаться. Только это будет уже не линия. Это будет кот. Линия и кот — разные вещи.
— Котенок, — уточняет Морковьева. — Не кот, а котенок, такой маленький, симпатичный. Коты, они…
— Да все равно, — качает головой Петров.
— Совсем никак, да?.. — разочарованно спрашивает Леночка.
— Петров, вы хоть дослушали бы до конца, — раздраженно говорит Недозайцев. — Не дослушали, а уже говорите «Нет».
— Я понял мысль, — не поднимая взгляда от стола, говорит Петров. — Нарисовать линию в виде котенка невозможно.
— Ну и не надо тогда, — разрешает Леночка. — А птичку тоже не получится?
Петров молча поднимает на нее взгляд и Леночка все понимает.
— Ну и не надо тогда, — снова повторяет она.
Недозайцев хлопает ладонью по столу.
— Так на чем мы остановились? Что мы делаем?
— Семь красных линий, — говорит Морковьева. — Две красным цветом, и две зеленым, и остальные прозрачным. Да? Я же правильно поняла?
— Да, — подтверждает Сидоряхин прежде, чем Петров успевает открыть рот.
Недозайцев удовлетворенно кивает.
— Вот и отлично… Ну, тогда все, коллеги?.. Расходимся?.. Еще вопросы есть?..
— Ой, — вспоминает Леночка. — У нас еще есть красный воздушный шарик! Скажите, вы можете его надуть?
— Да, кстати, — говорит Морковьева. — Давайте это тоже сразу обсудим, чтобы два раза не собираться.
— Петров, — поворачивается Недозайцев к Петрову. — Мы это можем?
— А какое отношение ко мне имеет шарик? — удивленно спрашивает Петров.
— Он красный, — поясняет Леночка.
Петров тупо молчит, подрагивая кончиками пальцев.
— Петров, — нервно переспрашивает Недозайцев. — Так вы это можете или не можете? Простой же вопрос.
— Ну, — осторожно говорит Петров, — в принципе, я конечно могу, но…
— Хорошо, — кивает Недозайцев. — Съездите к ним, надуйте. Командировочные, если потребуется, выпишем.
— Завтра можно? — спрашивает Морковьева.
— Конечно, — отвечает Недозайцев. — Я думаю, проблем не будет… Ну, теперь у нас все?.. Отлично. Продуктивно поработали… Всем спасибо и до свидания!
Петров несколько раз моргает, чтобы вернуться в объективную реальность, потом встает и медленно бредет к выходу. У самого выхода Леночка догоняет его.
— А можно еще вас попросить? — краснея, говорит Леночка. — Вы когда шарик будете надувать… Вы можете надуть его в форме котенка?..
Петров вздыхает.
— Я все могу, — говорит он. — Я могу абсолютно все. Я профессионал.